XXVIII Международная олимпиада по информатике

12 - 19 августа 2016 года

Национальные традиции

У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции.

О некоторых традициях, обычаях народов, проживающих в Республике Татарстан
Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Науруз

Праздник этот, как и у других тюркских народов, в далеком прошлом широко отмечали татары 21 - 22 марта. Это был праздник нового года (науруз) по старинному календарю. Он сопровождался сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Люди готовили ритуальную кашу (кужа) из проросших зерен ячменя, выходили на улицу и поздравляли друг друга ровно в полночь (в момент тахвиль). С утра шакирды обходили дома, распевая песни-байты о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, потом собирался народный сход, где все отчитывались о своих поступках за год. Здесь же организовывалось театрализованное выступление "времен года", проводились смотрины и посвящение в женихи и невесты девушек и юношей (науруз-бек), которые должны были пожениться в предстоящем году. Название этого праздника сохранилось во многих татарских именах и фамилиях.

Науруз стал одним из самых ярких праздников в Казани. Так, в день этого праздника в Центральном парке культуры и отдыха можно посетить выставки, концерты и театральные представления, поучаствовать в спортивных играх и шуточных соревнованиях. Встреча весны не обходится без показательных выступлений юных фигуристов, состояний лихих рысаков, горячих блинов. Много смеха и веселья вызывают снежные тиры, где мишенями являются изображения отрицательных персонажей.
Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года,- устраивали праздник Сабантуй.

Сабантуй

В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды кашу для детей. На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по домам собирать крашеные яйца.
У каждого в руках был мешочек, сшитый из полотенца. Все хозяйки в этот день пекли также булочки. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: "Пусть легкой будет своя нога, пусть будет много кур и цыплят...". Первому обязательно давали яйца, И гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

 Смысл этого праздника глубок, а история сабантуя такая же древняя, как и сам татарский народ. Еще в 921 году секретарь арабского посольства, прибывшего в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, с изумлением и восхищением описал этот булгарский праздник в своих трудах.
Очень интересно описывает этот праздник Карл Фукс в своей книге "Казанские татары". Вот что он пишет:

-  В прежние времена татары отмечали этот праздник на Арском поле. Ставили под чистым небом открытый стол, причем бедные ели бесплатно. Это угощение называли Туи. Но вскоре место праздника пришлось перенести на другое место. В 1834 году сабантуй в Казани проводился с 25 мая по 1 июня. В первый раз были приглашены русские с помощью герольда, у которого в руке была длинная палка, а на конце этой палки развевался пестрый платок. Герольд ходил по всем казанским улицам, призывая всех на праздник.

С большим оживлением, как писал Карл Фукс, прошло празднование татарского национального праздника сабана на большом лугу за Ново-Татарской слободой. Если в соседних селах его проводили сразу после схода снега с полей, то в Казани позже, потому что место, на котором проводился праздник, затапливался весной от разлива Волги.

А вот еще фрагмент. Сабан начинается с пятницы, и продолжается целую неделю до следующей пятницы. Все татары, старые и малые, собираются около полудня, и делают из веревки круг, около которого сидят или стоят зрители. На середину круга выступили два борца, молодых, здоровых, - обвязавшись кушаками, стараются один другого повалить на землю. Для победителя деньги собирались от богатых татарских купцов. Богатырь, умеющий хорошо бороться, мог собрать значительную сумму.
За порядком на празднике наблюдали бурмистры, которые ходили по кругу с длинными палками. Если побежденный считал себя обиженным, то эти бурмистры старались прекратить их ссору. Они же искали и борцов для праздника.
Кроме борьбы проводились скачки на лошадях и беганье. Седоками на лошадях были мальчики, которые хорошо могли ими управлять.
Что касается названия, то у слова "сабан" есть два значения - это "плуг" и "весенний сев"; "туй" - это праздник. Это праздник земледелия, почитание матушки - земли, день поклонения ей.

  Традиционные соревнования сабантуя:
 - Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
 - Бег в мешках.
 - Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера и так бегут к финишу.
 - Поход за призом по качающемуся бревну.
 - Игра «Разбей горшок»: участнику завязывают глаза, дают в руки длинную палку, которой он должен разбить горшок.
 - Карабканье по высокому столбу с привязанными наверху призами.
 - Бег с ложкой во рту. На ложке - сырое яйцо. Кто первым прибежит, не разбив ценный груз, тот и победитель.
 - Конкурсы для татарских красавиц  – кто быстрее и лучше нарежет лапшу.
   На поляне, где устраиваются гулянья, можно отведать шашлыка, плова домашней лапши и национальных татарских угощений:  чак-чак, эчпочмак, балиш, перемяч.
 
Подобные сабантую праздники, восславляющие мать-природу и труд землепашца, отмечают и марийцы, и чуваши, и башкиры, и удмурты, и мордва.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники.

Самым значительным из них является Курбан-байрам. Курбан-байрам -  это праздник жертвоприношения в память о готовности пророке Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

В ХХ-ХХI вв. традиционные народные праздники обогатились новыми, в которых нашли отражение социальные и политические изменения в обществе. Главным из них стал День Республики (30 августа). Именно в этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремления в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный народ Татарстана собирается, чтобы увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных инструментов и фольклорных групп.

 

Организаторы

Спонсоры

Информационные партнеры